Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ в ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" внесены существенные изменения и дополнения, касающиеся условии осуществления туроператорской деятельности, условий формирования, продвижения и реализации туристического продукта. В новой редакции закон вступил в силу 1 июня 2007 года.
Как комментируют и чего ждут от "нового закона" практики в области туристического бизнеса?
Вопросы обозначенной темы мы адресовали директору туристического агентства "Пять Звёзд" Олегу Васильевичу БУЗОВЕРОВУ.
-Чем, по вашему мнению,вызвана необходимость в принятии изменений к ФЗ "Об основах туристской деятельности в Рос-
сийской Федерации"?
-За 10 лет закон о туризме не претерпел никаких изменений, а туристический рынок развивался и двигался вперёд, поэтому в современных условиях старый закон стал не актуален. К тому же последнее время участились случаи, когда нерадивые туроператоры стали относиться к своим непосредственным обязанностям "спустя рукава" - грубые задержки рейсов, не вывоз туристов из страны пребывания,некачественное предоставление услуг и т.д. Поэтому основным изменением в ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" стала обязанность туроператоров иметь финансовые гарантии.
В соответствии с положением абз. 1,2 ст. 4 все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", должны иметь финансовое обеспечение, которое оформляется посредством договора страхования ответственности туроператора либо банковской гарантией.
С 1 июня 2007 года до 1 июня 2008 года размер финансового обеспечения, определяемый в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии, не может быть менее:
1) пяти миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма;
2) 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;
3) пяти миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.
-Олег Васильевич, как вы считаете, введение законодателем финансового обеспечения - это попытка защитить права и законные интересы граждан-туристов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, либо желание исключить из туристического бизнеса мелких туроператоров?
-Несомненно, это попытка защитить права и законные интересы туристов. А по поводу мелких туроператоров мое мнение - если не можешь гарантировать свою ответственность, то какое право имеешь этим заниматься?
Еще одним новшеством Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" является то, что теперь туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). В последнем абзаце статьи 10 Закона предусмотрено, что претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом или иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.
-В связи с этим возникает вопрос несет ли ответственность турагент? Если да, то за что и перед кем?
-На самом деле в новых изменениях неоднозначно прописано об ответственности перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, всё зависит от формы договора заключенного между туроператором и турагентом. Кроме того пока не вышли в свет Правила, регламентирующие работу турагентств с туристами.
Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом или между турагентом и туристом. К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:
-полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
-размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
-сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
-общая цена туристского продукта в рублях;
-информация о потребительских свойствах туристского продукта;
- о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения,его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте)ременного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;
-права, обязанности и ответственность сторон;
-условия изменения и расторжения договора;
-сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;
-сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным
заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.
Таким образом, на законодательном уровне прописаны все существенные условия договора о реализации туристического продукта, т.е. такие условия, без которых договор будет считаться незаключенным.
-Как вы считаете, отнесение законодателем стольких условий к числу существенных в договоре, может является прочной правовой гарантией для защиты интересов гражданина-туриста? Есть ли в условиях вашего договора какие-нибудь дополнительные гарантии для туриста в части достоверности информации о туристическом продукте, качестве оказываемых услуг?
-Конечно же, законодатели старались защитить интересы туристов, хотя по большому счёту существенных изменений в новом ФЗ кроме финансовых гарантий немного. Многие туроператоры и турагентства все эти условия выполняют уже не первый год. А дополнительные гарантии для туристов нашей фирмы - это 10 лет работы на рынке и наше доброе имя.
-Как будут в дальнейшем развиваться отношения между участниками рынка туристических услуг? Нуждается ли наше законодательство о туризме в дальнейшем усовершенствовании? Ваши прогнозы, мнения и предложения.
-Как будут в дальнейшем развиваться отношения между участниками туристического рынка покажет время. В любом случае возврата к дикому бизнесу в России нет. Качество туристических услуг будет улучшаться, а количество расти. Всем туристам желаю хорошего отдыха в сезоне 2007 года!
-Спасибо, Олег Васильевич, за творческое участие в обсуждении актуальной темы. Желаем вашему турагентству успехов и
процветания!
Олеся ЛАТЫШЕВА, юрист
Добавить комментарий
Комментарии (0)