Чтобы накормить пассажиров в воздухе, в каждом аэропорту есть свои специализированные предприятия, поставляющие круглосуточно на борта самолетов различные виды питания. И бизнес этот достаточно специфический - специалистов таких у нас не готовят...
Производственные тонкости
Оказывается, питание бывает "прямое" и "обратное". Первое - недавно приготовленное и хранящееся при температуре +5 градусов. Второе - "полуготовые" замороженные порции, чуть недожаренные или чуть недоваренные. Нужно, чтобы при разогревании (повар указывает в сопроводительной бумажке, сколько минут требуется конкретному блюду) оно "дошло" в теновой бортовой печи самолета к моменту подачи на откидывающийся авиационный столик.
Обычно фирмы поставляют в самолеты не только еду, но и различные расходные материалы (бумагу, салфетки, освежители воздуха), сдают в аренду оборудование, например, контейнеры. И все это полагается доставить на борт за полтора часа до взлета. И иногда в час пик, когда график рейсов скачет, а нужно "выдать на гора" 20 000 - 30 000 порций, не все получается. Понятно, что здесь в конкуренции выигрывает тот, кто ближе к летному полю, кто быстрее и оперативнее работает. Конечно, существенную роль играет также качество и цена.
Наш выбор
Рядовой пассажир ничего не может "заказать заранее", пусть даже он и летит в повышенном комфорте бизнес-класса. Предпочтение может определяться по горячему, холодному, но только в зависимости от того, что закажет "борт". Набор всех "пакетов" всегда определяется предварительным выбором авиакомпании. Некоторые, самые экономные, берут только холодное, а кто-то - вообще только чайный стол (короткие рейсы). Правда, у нас есть еще один выбор - "есть или не есть".
А что могут предложить сами бортпоставщики?
"Все, что закажет борт. У нас в России не готовят только кошерного... Но на сегодня есть: вегетарианские и диетические столы, детское от 1 - 2 лет, для 2 - 5-летнего возраста, и даже "подростковое" (до 15 лет) питание. Освоено производство пищи для мусульман.
Кстати, тут забавный случай у одной из фирм в прошлом произошел... Работал у них повар, так он мусульманам свинину положил. Ему - ты что, обалдел? А он - а что, я с нее жир срезал... Ну, понятно, что он больше у них после этого не работал..." - рассказал представитель одной авиакомпании.
К слову, цена "пакета" для авиаперевозчиков совсем небольшая. "Экономным" обед с горячим обходится в 4,50 у.е., экипажу - в 8,50, а бизнес-класс питается в среднем на 15,50 условных единиц. Питание экипажа и бизнес-класса - это, практически, одно и то же, но летчикам и бортпроводникам не полагается алкоголя. В некоторых компаниях пилоты питаются "по бизнесу", а стюарды и стюардессы - более стандартно. Качество еды "эконома" и "бизнеса" не сильно отличается у большинства фирм бортпитания. Различается состав, набор продуктов, скажем, вырезка вместо просто мяса, больше различной нарезки, фруктов и овощей...
При таких незначительных ценах на западных авиалиниях, как правило, питание хуже чем у нас, при этом стоит в два-три раза дороже...
VIP-питание - все, что захотите...
Конечно, люди, зарабатывающие на собственный самолет, но не всегда желающие его купить (а только нанять, чартером), имеют право и возможность заказать все, что угодно.
Ясно, что поставщику нужно иметь в закромах собственный склад-бутик изысканных вин, немыслимый выбор сыров, колбас... И все равно, всего не предусмотришь. Однажды редкое вино еле-еле успели найти к времени отлета важного "виповского" рейса...
Наверное, не надо объяснять, что такие пассажиры не будут есть из пластмассовых тарелок, для них существуют специальные цеха изысканной стеклянной, фарфоровой и прочей посуды.
Что же заказывают сильные миры сего?
Например, мясную закуску без свинины, но к ней сало - 5 сортов.
Бывший премьер-министр Черномырдин обязательно требует в полет гречневую кашу и водку в граненом стакане. Жена Чубайса помешана на диетах - на каждый день у нее своя.
А как-то заказали только два сырника. Чтобы подать их на борт, требуется автолифт (вся доставка бортпитания осуществляется именно этими машинами). Он стоит фирме 330 рублей за 15 минут (это собственность аэропорта, а цены сейчас выросли до 500 рублей). И получилась интересная цена: два сырничка +1000 рублей подвоз...
Рецепты от шеф-повара
Бортовое питание - важная составляющая общего сервиса, осуществляемого аэропортами. И кто тут самый главный и нужный - вопрос риторический. Но все же, исходя из задач, не пообщаться с шеф-поваром было бы непростительно.
"Раз захотел клиент, сделаем и приготовим. Мы делаем все, что делают рестораны", - рассказывает шеф повар одной из компаний, обслуживающей аэропорт Шереметьево. Сергей Васильевич - человек, отвечающий за приготовление всего: от самого немыслимого до самого, что ни на есть массового и стандартного.
"И даже больше ресторанов: хотите молочного поросенка, запеченного в хрене, через 5 часов - пожалуйста! Не всякий ресторан сделает такой заказ. Да еще надо приготовить так, чтобы он сохранился. Думать, как везти на борт теплое в жару, чтобы по пути не скисло... А мы делаем это, плюс - типовое питание (так называемая "регулярка").
Еще боремся с авиакомпаниями, чтобы цену не снижали, а то ведь только холодное останется. Конечно, VIP- это искусство. Приходится выдумывать на ходу рецепты. Но ничего, сочетание продуктов знаешь, а остальное зачастую получается на интуиции".
Показав святая святых - огромную кухню с разнокалиберными блестящими плитами, - шеф-повар поделился несколькими своими фирменными рецептами:
"Берется форель речная. Она должна быть немного замороженная. Подрезается. За хребет тянете - снимается все внутри, кости, шкура. На освободившееся место кладутся шампиньоны, обжаренные с морковкой. Заворачивается все это в бекон сырокопченый. При жарке на сковородке жир исчезает, и получается копченое мясо с рыбой, никто не ел в таком сочетании. А когда первый раз попробовали, оценили - получается вкусно".
А вот для быстрого приготовления дома:
"Говяжью печень соломкой нарезать. Добавить соленые огурцы, луку обжаренного, майонезику. Все это моментально протушивается. С кашей поесть очень хорошо.
Или печень куриная в сметанном соусе с цветной капустой. Печень обжаривают без панировки. Морковку, кубиками нарезанную, добавить. Сметанной заливаешь, чуть прокипело... Соус карри, специи по вкусу. Приятного аппетита!"
Эпилог
...Был как-то у еще одной фирмы борпитания уникальный заказ - раскупоренный коньяк, который достали с "Титаника". И на нем фломастером на бутылке отметили количество напитка, чтобы никто "по пути" не попробовал...
Конечно, все было преподнесено именитому пассажиру в целости и сохранности. Правда, понюхать ребята редкий напиток - понюхали...
Добавить комментарий
Комментарии (0)