"Чартером летите? Ну, успехов!" - такие разговоры, наверно, слышал каждый. Как будто у человека, обратившегося в туркомпанию и купившего стандартную путевку, есть выбор...
Куда туристам без чартеров
Создавая турпакет, туроператор может пойти двумя путями: выкупить блок мест на "регулярку" или зафрахтовать самолет, то есть заказать чартерный перелет. Другими словами, чартер - это заказной рейс, не включенный в основное расписание.
Конечно, за отдельную очень немалую плату туроператор индивидуально подберет регулярный рейс. Однако никто не будет "изымать" чартер из типового турпакета. Даже и состоятельный путешественник вряд ли сам захочет лететь с двумя пересадками, если ему предложат удобный прямой чартерный вариант - на некоторые популярные курорты регулярных рейсов из Москвы, и, тем более, из провинциальных городов нет.
Ужасы чартерного перелета
Билеты на чартерные рейсы невозможно купить заранее. Дело в том, что на массовые направления списки пассажиров могут меняться чуть ли не в последний момент, и, чтобы избежать штрафов, билеты выписываются накануне, за 24 часа до вылета, время которого тоже может измениться.
Бережливым на заметку
Вообще-то без турпакета билеты на чартерные рейсы продаваться не должны. По той же причине их нельзя обменять или вернуть - только вместе с путевкой. Однако в "низкий" сезон, когда операторы, недосчитавшиеся изрядной доли туристов, терпят убытки, они готовы продать что угодно кому угодно, а потому экономный турист-индивидуал вполне может этим воспользоваться. В Интернете достаточно предложений, в том числе и от мошенников, поэтому, чтобы не остаться за бортом воздушного судна, стоит обращаться к надежным и проверенным временем и другими путешественниками туроператорам.
Еще одно неудобство чартеров - расписание. Понятно, что чартеры "вклиниваются" во время, не занятое регулярными рейсами. Потому вылет в 6 утра или прилет в 2 часа ночи - дело обычное. Об идеально удобных условиях, когда время прилета-отлета совпадает со временем заселения-выселения в гостиницах, туроператорам удается договориться не всегда.
Меню на чартерных рейсах зависит от желания заказчика-туроператора: сколько денег готов он потратить на питание, на столько пассажира и накормят. С другой стороны, покупая дешевую путевку, вряд ли стоит рассчитывать, что кормить будут на уровне ресторана, удостоенного мишленовских звезд. Кстати, согласно опросу, проведенному РБК, 74,5% россиян согласны отказаться от бесплатного питания при перелете на небольшие расстояния, если это поможет снизить цену билета.
И, наконец, о самом страшном - почему чартерные рейсы опаздывают. Большинство чартеров - "разворотники": переместив группу туристов на отдых, самолет в тот же день возвращается обратно. Запасные машины хоть и должны быть, но их, как правило, не хватает. Авиакомпании не успевают за ростом туристического рынка. Приобретаемые перевозчиками иностранные машины, как правило, эксплуатировались уже много лет за границей, а ряд моделей российского (или, скорее, советского) производства в некоторых странах объявили non grata. Большинство авиакомпаний летают на свой страх и риск: если в планы авиаперевозчика вмешиваются технические неполадки, природные катаклизмы или террористы, начинается "цепная реакция" задержек.
Есть ли права у туристов
Разницы между чартерным и регулярным рейсом для законодательства нет. Независимо от статуса перелета при задержке пассажирам обязаны предоставить горячее питание, а при более длительном ожидании - поселить в отеле. Правда, через сколько часов должны сделать то и другое - закон умалчивает. А потому все зависит от внутренних правил авиакомпании. На финансовую компенсацию тоже рассчитывать особо не стоит, потому как, согласно 120 статье Воздушного кодекса[1], она составляет 25 рублей за час задержки и не больше 50% стоимости билета. Следовательно, несчастный, который провел 10 часов в аэропорту, может рассчитывать на 250 рублей, так что оговорка о половине стоимости билета явно избыточна. И даже эту мизерную сумму нельзя получить, если причина опоздания - непреодолимая сила, устранение неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иные обстоятельств, не зависящие от перевозчика.
По статистике, в начале этого года 65% задержек произошло из-за неисправностей техники, 25% - по причине неблагоприятных метеоусловий, а оставшиеся 15% - по вине туроператоров.
Самые решительно и оптимистично настроенные могут собирать чеки, свидетельствующие о съеденном и выпитом за часы ожидания, счета из отеля, где пришлось скоротать незапланированную ночь, и распечатку телефонных звонков на родное предприятие, терпящее убытки из-за невозвращения ценного сотрудника. И, главное, не забыть поставить в билете отметку службы аэропорта о задержке рейса. Все это пригодится тем, кто решится отстаивать свои права и предъявлять претензии авиакомпании.
Ложка меда для будущих поколений
Кажется, законодательный вакуум вокруг чартерных перевозок привлек, наконец, внимание властных структур. Как рассказала Евгения Конколь, возглавляющая комиссию АТОР (Ассоциации туроператоров России) по сотрудничеству туроператоров с авиакомпаниями, сегодня разрабатывается проект типового договора между туроператором и перевозчиком, в котором будут прописаны правила, регламентирующие своевременное предоставление информации о задержках рейсов, питания и гостиницы и, главное - кто несет ответственность перед пассажиром, если все эти условия не будут выполнены.
Евгения Конколь также поведала, что Росавиация совместно с Ростуризмом планируют создать штаб для работы в пиковые сезоны, чтобы информировать пассажиров и принимать решения, позволяющие уладить ситуацию.
Однако все это - дело пусть и недалекого, но будущего. А первый "горячий сезон" нас ждет уже в майские праздники. Грянет ли очередной гром, узнаем через пару недель.
Добавить комментарий
Комментарии (0)